Сделать стартовой
Новости
Армения
Обучение
Общение
Скачать
Прочее
Реклама

Краткий исторический обзор | О Ереване | Ереван 3D | Город в объективе | Старый Ереван | Основные улицы Музеи| Площади,сады,парки | Опера,кинотеатры,стадионы | Церкви | Население | Карта Еревана | Схема метро

Музеи Еревана

Матенадаран

(проспект Месропа Маштоца) По оси проспекта Ленина, на высоте 18 метров от его уровня, словно вырастая из скалы на склоне Канакерской возвышенности, поднимается здание института и хранилища древних армянских рукописей Матенадаран. Пологие пандусы и лестничные марши соединяют его с проспектом.
Главный фасад Матенадарана, обращённый к городу, решён в форме параллелепипеда. Строгий и лаконичный, он оживлён высоким арочным проёмом главного входа и глубокими нишами в духе традиций национального зодчества XII-XIII веков.
Перед зданием сооружён памятник Месропу Маштоцу — создателю армянской письменности (скульптор Г. Чубарян). По обе стороны главного входа установлены ещё шесть скульптур, в числе которых скульптуры родоначальника национальной историографии Мовсеса Хоренаци и выдающегося учёного Анания Ширакаци.
Статичные композиции базальтовых скульптур, их обобщённые формы созвучны архитектуре Матенадарана.

Интерьеры Матенадарана обогащены скульптурой, керамикой, фреской, мозаикой — всё это создаёт впечатление торжественности и простоты. В фондах Матенадарана сохраняются и изучаются более 16 тысяч рукописей и их фрагментов, это собрание постоянно пополняется новыми находками, приобретениями и дарами, стекающимися со всего света.

Большая часть рукописей имеет переплёты из кожи с тиснением, часть заключена в серебряные оклады, древнейший из сохранившихся относится к 1255 году. Пергаменты рукописей богато украшены миниатюрой, которая сама по себе представляет значительные произведения искусства.

На уровне цокольного этажа здания располагаются хранилища рукописей. В них создан оптимальный температурный, влажностный и санитарно-гигиенический режим, предохраняющий рукописи от болезней и порчи. Здесь же находятся лаборатории, предназначенные для работы над рукописями — их дезинфекции, реставрации, фотографирования, изучения и прочего.
В верхних этажах размещены помещения выставочного зала, кабинеты исследователей, читальный зал, каталоги. Богатая библиотека печатных книг позволяет исследователям и специалистам проводить изыскания в самых различных областях национальной культуры.
В экспозиции выставочного зала Матенадарана находятся древнейшие памятники армянской письменной культуры — фрагменты пергаментов V—VI веков, рукописи IX—X и последующих столетий, окаменевшие фрагменты рукописей, найденные в пещерах. Хронологическая последовательность размещения экспонатов представляет национальную письменную культуру начиная с эпохи возникновения письменности вплоть до XIX столетия.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Дом-музей Арама Хачатуряна

(расположен в 250 м. от памятника А.Таманяну по проспекту маршала Баграмяна) Здание музея, созданное архитектором Э. Алтуняном по эскизам друга А. Хачатуряна, архитектора М. Григоряна, заключает в себе, как в оболочке, дом, подаренный композитору правительством Армении в 1947 году. Фронтон музея решён в виде соприкасающихся камертонов, образующих выразительную архитектурную композицию. Мемориальная часть включает в себя тщательно воссозданную обстановку дома, рояль в рабочем кабинете и множество других предметов, создающих эффект присутствия великого маэстро.

Музыка из его произведений звучит во всех помещениях, атриум в цветущих розах создаёт неуловимую атмосферу почитания. Во втором этаже музея, в 10 залах можно осмотреть экспозицию подлинных предметов, собранных со всего света, показывающих многообразие деятельности А.Хачатуряна — композитора, дирижёра, педагога и гражданина. Подлинные клавиры, партитуры и музыкальная литература, рабочая дирижёрская палочка, афиши и элементы костюмов к балетам А. Хачатуряна предоставлены вниманию посетителей.
С одним из экспонатов музея — пианино фирмы «Плейель» связана трогательная и немного смешная история. В 1957 году, в бытность свою в Бразилии с гастролями, А. Хачатурян был приглашён в дом известного в Сан-Пауло антиквара Т. Мостид-жяна. В последний момент хватились, что в доме нет главного — инструмента, на котором мог бы играть маэстро. Инструмент был срочно куплен и доставлен, вечер прошёл очень оживлённо, в конце его хозяин дома настоял на том, чтобы гость обязательно оставил на пианино свой автограф. После долгих уговоров, автограф был выцарапан на крышке инструмента маленьким гвоздиком. Прошли десятилетия, легендарное пианино переехало в Аргентину вместе с приданым дочери Т. Мостид-жяна, однако в 1988 году оно было принесено музею как дар семьи Ширинян из Буэнос-Айреса.
При музее создана библиотека, в которой собраны партитуры произведений А.Хачатуряна, есть и большой фонд музыкальной литературы, рукописей и документов творческой лаборатории композитора. Камерный концертный зал, вмещающий около 200 слушателей, даёт возможность проводить музыкальные вечера и концерты. В этом зале каждые два года, с 1 по 8 июня, проводится открытый конкурс им. А. Хачатуряна на лучшую инструментальную композицию.
А. Хачатуряну посвящены ещё два конкурса исполнителей инструменталистов — в Лос-Анджелесе (США) и Марселе (Франция).

Танец с саблями из балета "Гаянэ"

В Армении с 23 ноября 1998 г. введена в обращение банкнота новой серии образца 1998 года достоинством 50 драм на лицевой стороне которой изображен портрет композитора Арама Хачатуряна, а на оборотной стороне - танцевальная пара на фоне горы Арарат.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Дом-музей Аветика Исаакяна

(улица Плеханова, 20; расположен в 50 метрах от дома-музея А. Хачатуряна) Дом музей Аветика Исаакяна (ул. Плеханова, 20) расположен в 50 метрах от дома-музея А. Хачатуряна на маленькой уютной улице.
Здесь, на первом этаже собраны мемориальные предметы, принадлежавшие поэту — обстановка гостиной, библиотека, живописные работы известных мастеров, подаренные А. Исаакяну их авторами.
Второй этаж музея воссоздаёт обстановку творчества поэта, экспонируются прижизненные издания на многих языках мира, рукописи, переписка, фотографии. Эта экспозиция охватывает основные периоды жизни А. Исаакяна, начиная с 1893 года, когда поэт впервые предпринял путешествие в Германию, затем долгий французский период и, наконец, период творчества на родине.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Дом-музей Мартироса Саряна

(ул.Сарьяна, 12) Дом-музей Мартироса Сарьяна находится по адресу ул. Сарьяна, 12.
Музей был открыт в 1967 году, еще при жизни Мастера, по инициативе правительства республики. Музей размещается в здании, пристроенном к дому художника. Винтовая лестница, расположенная в эркере, ведёт посетителей ко всем трём уровням экспозиции.
Основу её составили 50 работ, подаренных музею Сарьяном. Последующие пополнения коллекции позволяют сейчас осмотреть работы всех периодов творчества художника.
Экспозиция начинается с ранних работ, здесь показаны циклы «Сказки и сны» (1904—1908). Первый цикл «Сказок», выполненный в основном акварелью, — это поэтические диалоги с природой. Следующие работы этого цикла, выполненные темперой, обладают экспрессивной выразительностью, благодаря контрастно-гармоническому сочетанию красок. Ярчайшей чертой этих работ стал раскалённый свет, словно излучающийся изнутри полотна. Эта доминанта света будет проходить через всё последующее творчество художника.
Представлены также работы из знаменитых циклов — «Горы», «Армения», «Полуденная тишина», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван». Одной из любимых тем художника были цветы, он писал их всегда, и в дни грусти, и в дни радости. Осматривая натюрморты с цветами, воспринимаешь их как разговор художника с природой, воплощение уверенности в торжестве добра.
При жизни Сарьян любил беседовать с посетителями музея, присутствовал на камерных концертах, которые давались в одном из залов. Сейчас в музее периодически устраиваются выставки работ других художников.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Мастерская-музей Джотто

(улица Плеханова, 5) Мастерская-музей Джотто (Геворга Григоряна) (ул. Плеханова, 5). В ней собрано почти всё, созданное мастером. Сюжетная живопись, натюрморты, портреты Джотто могут обогатить интересующегося живописью путешественника новыми, во многом необычными впечатлениями. Простота построения в сочетании с неярким колоритом несёт в себе
глубокое содержание, напоминает о значительности человеческого бытия. Поднявшись по проспекту маршала Баграмяна, можно осмотреть общественные сооружения города — здания Академии Наук и ЦК КП Армении.
Ансамбль Академии Наук (архитекторы С. Сафарян, М. Манвелян) состоит из здания президиума, институтов математики и механики, геологии, истории, искусства, востоковедения. Ансамбль образует глубинную композицию, своей открытой стороной выходящую на проспект. Высокая подпорная стена с магазином на красной линии и широкие парадные лестницы, ведущие в приподнятое пространство двора, придают композиции торжественный характер. Здание президиума решено в простых геометрических формах, тактично и сдержанно обогащённых аркадой лоджии главного входа, орнаментом и деталями. Также сдержанно, но художественно насыщено решены интерьеры вестибюля, фойе, коридоров, лестниц и зала заседаний. С большим мастерством исполнены росписи боковых стен вестибюля (художник О. Хачатрян). В технике сграффито, с использованием туфовой кладки как фона, в лаконичных формах изображены великие сыны армянского народа — просветитель Месроп Маштоц и историк Мовсес Хоренаци. Здание ЦК КП Армении (архитектор М. Григорян) сооружено с большим отходом от красной линии проспекта. Зелёные террасы и широкая базальтовая лестница служат естественным подножием здания. Композиция его решена средствами классической архитектуры. Объём расчленён средними и боковыми ризалитами, плоскости которых обработаны применением больших ордеров. Архитектура в целом передаёт образ общественного сооружения. Вернувшись к скверу Оперы, можно продолжить осмотр центра города по улице Сарьяна, которая дугообразно проходит над тоннелями, и по подножию возвышенности Конд, создавая возможность кольцевого движения вокруг центра города.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей Ованеса Туманяна

(улица Сарьяна, 17) Музей Ованеса Туманяна (ул. Сарьяна, 17). Открыт в 1953 году, основателем и первым директором музея была дочь поэта А. Туманян.
В музее воссоздана обстановка, в которой жил и творил О. Туманян в Тбилиси с 1900 года до своей кончины в 1923 году. Собраны предметы и воссозданы интерьеры столовой, гостиной и кабинета из тбилисского дома поэта. Экспонируется личная библиотека, насчитывающая около 8000 томов, посвящённых кавказоведению, арменеведению, истории, культуре, религиям и фольклору разных народов. Библиотека открыта для исследователей творчества поэта.
В экспозиции находятся многочисленные копии рукописей, фотодокументы, подлинники иллюстраций к произведениям Туманяна работы художников Рот-тера, Г. Ерицяна, Г. Ханджяна, А. Григоряна. Здесь же находится часть сценического оформления оперы «Алмаст» на либретто Туманяна, выполненного М. Сарьяном, — эскизы костюмов, декорации.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей современного искусства

(проспект Месропа Маштоца, 5) Музей современного искусства находится по адресу пр. Маштоца, 5.
Музей был создан в 1972 году, здание выполнено по проекту архитекторов Г. Арамяна и Дж. Торосяна.
Использование приподнятых над поверхностью цилиндрических объёмов для формирования площадей экспозиции, необычность связей этих объёмов внутри самого сооружения, делает здание музея едва ли не единственным в Ереване, выдержанным в традициях неоконструктивизма.
Экспозиция закрепляет восприятие его архитектурных форм. Знаменитая «Красная комната» Гарзу (Гарника Зулумяна) — одного из лучших армянских художников современности, живущего в Париже, открывает показ картин. Многообразие художественного выражения, техники и колорита дают представление о разнообразных течениях современной армянской живописи.
Полотна М. Аветисяна, мастерски использующего эмоциональные свойства света, соседствуют с работами А. Акопяна, создающими ощущение тишины, настраивающими зрителя на философские раздумья.
Картины В. Подпомогова своей фантазией, эмоциональностью и острым гротеском заставляют вспомнить графику серии «Капричос» Франсиско Гойи.
Работы мастеров живописи Г. Ханджяна, А. Галенца, М. Петросяна, Л. Бажбеук-Меликян и многих других, удивительных по силе и свежести дарования художников, проявляют понимание искусства как особого мира фантазии.

наверх / далее

 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2004 - 2019 Armnet™. Все права защищены.
Добавить в избранное
Музыка
Видеотека
Развлечения
Интересно
Полезно
Реклама